Автоматика для распашных ворот в Донецкой области
Как выбирают модель электропривода специалисты
Здравствуйте, уважаемые жители Донецкой области!
Поскольку Вы на данной странице, резонно предположить, что Вам нужно автоматизировать распашные ворота.
Для успеха в этом деле нужно не только правильно подобрать сам электропривод, но и правильно смонтировать его на свои ворота. Начну с того, как установить, а дальше расскажу, по каким критериям выбирают воротную технику специалисты.
Итак, установить автоматику можно двумя способами:
- нанять профессиональных монтажников;
- провести монтаж самостоятельно.
Оба варианты имеют право на жизнь, поэтому выбирайте любой, а я расскажу, на что следует обратить внимание.
Если Вы решили нанять специалистов, они должны быть профессионалами в этом деле. Таковые в Донецкой области есть, поэтому поиск в любом городе не безнадежен.
Как Вы собирались их искать? Скорее всего, планировали зайти в Internet-поисковик и выбрать самое привлекательное предложение. Очень может быть, что Вы человек везучий, поэтому выберете объявление от специалиста, а не от «доморощенного гения», который умеет вообще все на свете.
Руки из нужного места для мастера, безусловно, ключевая характеристика, и гениальность «народных Кулибиных» никто не собирается оспаривать, но проблема в том, что воротная техника предполагает наличие некоторых знаний, а если мастер предлагает одновременно починить стиралку, наточить ножи и установить автоматику – «меня терзают смутные сомнения» относительно наличия у него таких знаний.
«Монтажник автоматики – экстрасенс», скорее всего, сможет закрепить на Ваших воротах электроприводы с блоком управления и подвести к этому всему электричество, но есть опасность ошибок монтажа, которые проявляются не сразу, а со временем, когда найти своего «мастера», а тем более устранить эти ошибки станет проблемой.
Чтобы деньги за монтаж не оказались выброшенными на ветер, воспользуйтесь простыми советами:
1. Изучите рынок предложений. Просмотрите все объявления и не руководствуйтесь только привлекательной ценой услуги – профессиональный монтаж стоит порядка 50€, но поломанный блок управления обойдется дороже.
2. Расспросите друзей-знакомых, почитайте форумы в интернете и обязательно найдется кто-то, у кого есть контакты толковых установщиков, а еще кто-то обязательно даст характеристику этой бригаде.
3. Поинтересуйтесь предоставляемой гарантией. Чаще всего в качестве гарантии предлагается устное заверение мастеров, что все буде «пучком-с». Это плохой вариант, а хорошим будет подписание договора на проведение монтажных работ. Понятно, что не все бригады имеют типовые договора, но Вы можете даже сами написать его от руки – просто укажите, что Вы должны получить на выходе за свои деньги и какова ответственность установщиков за правильность монтажа.
Профессионалы без разговоров подпишут такие обязательства, а вот «системный администратор-экстрасенс» вряд ли.
4. Попросите показать Вам свои предыдущие объекты. Если бригада действительно монтирует воротную автоматику, они с удовольствием похвастаются своим профессионализмом и покажут, а Вы не постесняйтесь, и спросите у их бывших клиентов как проводился монтаж и как эта фирма относится к своей гарантии.
Если же установщики не дают контакты своих бывших заказчиков, тому есть причина: либо они собираются на Ваших воротах (и дорогой технике) тренироваться, либо у них пока нет довольных клиентов.
Если хотите, мы порекомендуем хороших специалистов в Вашем городе, у которых есть опыт работы с различной техникой, и позитивные отзывы наших клиентов.
Мы уже 14 лет работаем в сфере изготовления и автоматизации ворот, причем у нас есть собственные склады и дистрибьюторские соглашения со всеми производителями воротной техники, представленными на рынке Украины.
Многие монтажные организации закупают автоматику именно у нас, а потом продают ее с установкой. В любом случае, мы знаем, хотя бы одну толковую монтажную организацию в любом городе.
Наши телефоны указаны на этом сайте. Для обратного звонка можете оставить свой номер в форме для регистрации.
Работы по монтажу обойдутся Вам примерно в 50 €, а это практически четверть стоимости автоматики.
Резонно, что многие наши клиенты (70-80% от общего числа) устанавливают автоматику своими руками, тем более что в этом нет ничего сложного, и весь процесс занимает всего пару часов времени.
Если же Вы из числа оставшихся 20-30% и самостоятельно монтаж проводить не хотите, установщики с удовольствием сделают все за Вас – им тоже нужно как-то зарабатывать на хлеб с маслом.
Как самостоятельно установить автоматику на распашные ворота:
Для начала следует подобрать модель, которую в принципе возможно установить своими руками. Дело в том, что есть две группы воротных приводов: пригодные и малопригодные для самостоятельного монтажа.
Просто прикрепить автоматику к воротам и подвести к ней электричество сможет кто угодно, а проблемой может стать «многоумный» блок управления» или некий конструктор «Собери сам» в коробочках.
От некоторых производителей мы получаем автоматику в полностью разобранном состоянии: не установлен даже радиоприемник в блоке управления и нет программных настроек. Чтобы такой привод собрать самостоятельно, необходимо выставить 5 перемычек и 20 dip-переключателей. Если Вы не инженер, такие действия могут вызвать затруднение. Это и есть «малопригодная» для самостоятельного монтажа модель.
Данный пример вовсе не случайность или недосмотр. Имеет место определенная договоренность между крупными производителями воротной техники и монтажниками, корни которой тянутся из далеких 90-х. Тогда производители впервые представили свою продукцию на украинском рынке и организовали курсы по бесплатному обучению для ее установщиков. С тех пор монтажники рекомендуют автоматику только тех брендов, которые их обучали, а производители собирают эту технику так, чтобы Вы самостоятельно не смогли ее установить и позвали специалистов.
При этом рынок продолжает жить своей жизнью и на него вышли новые производители, которые ничего не должны монтажникам и совсем не против, чтобы Вы установили автоматику своими руками. Они присылают технику в полной сборке, и даже с базовым настройками платы управления. Это как раз «пригодные» для самостоятельного монтажа модели, которые можно прикрепить к воротам и подключить к электричеству для того, чтобы все работало с пульта.
Рекомендую остановить свой выбор именно на такой автоматике, даже если своим руками Вы ее монтировать не собираетесь. Простые модели практически исключают риск неправильного монтажа, а настройки такой платы никогда не слетят вследствие грозы или скачка напряжения.
Если же Вами планируется собственноручная установка, следует обратить внимание на инструкции по монтажу и эксплуатации от производителя. Безусловно, в них все расписано, но не факт, что поймете – они писались на итальянском, немецком, китайском или еще каком-то языке, а потом были переведены на русский с помощью программы в Google. Нет, переводчики-гуманитарии старались, конечно, но технический перевод предполагает понимание того, о чем пишешь.
В результате даже нам сложно выполнить монтаж, руководствуясь переводами инструкций.
Именно поэтому мы подарим Вам свое авторское руководство по установке, изначально написанное нашим инженером на русском языке. С ним Вы гарантированно сможете смонтировать и подключить свой привод.
Если не сможете – вернете нам автоматику, а мы вернем Ваши деньги.
Наши инструкции по монтажу в статье я не привожу, поскольку есть индивидуальные для каждой модели моменты, но если Вы сомневаетесь, что сможете самостоятельно установить автоматику – просто посмотрите, как это делается, а потом решите: звать специалистов или сделать все самому.
Эта статья написана именно для тех, кто решил никому не платить свои «кровные», а выбрать и установить свою автоматику своими руками.
В этом обзоре дальше я расскажу, как правильно подбирать идеально подходящую модель и что на самом деле вообще не имеет значения вопреки устоявшемуся мнению.
Критериев оценки автоматики несколько, но если я просто их перечислю – такие «полузнания» Вам ничем не помогут, поэтому в двух словах обо всем не выйдет.
Для удобства я разбил обзор на отдельные блоки, которые Вы можете открывать в любом порядке:
1. Почему на аналогичные модели цены такие разные, и как они отражают параметры электропривода?
2. Какой тип привода лучше выбрать?
3. От чего зависит разделение автоматики на бытовую и промышленную, если размер и вес ворот не имеют значения?
4. Каковы пределы применения автоматики для нормальной работы в Донецкой области?
5. Какой запас мощности можно считать достаточным?
6. Как понять, насколько модель адаптирована для работы в умеренно-континентальном климате Донбасса?
7. Насколько сильно необходим сервис от производителя и как быть, если его нет?
8. Что предлагается в комплекте и что нужно обязательно.
9. Выводы и рекомендации.
10. Почему Вам выгодно сотрудничать именно с нами.
Для тех, кто не настроен так много узнать о воротной технике, есть альтернатива – ничего дальше не читать, а просто позвонить по указанным на сайте номерам нашему специалисту и задать ему интересующий вопрос.
Тем, кто оставит в форме для регистрации свой номер, мы сами перезвоним.
Для справки: мы уважаем своих клиентов, поэтому консультация предполагает наши ответы на Ваши вопросы, а не предложения от навязчивых продавцов что-нибудь у них купить.
Консультируют технические специалисты, поэтому если у Вас вопрос к менеджеру, попросите переключить Вас на него.
1. Почему на аналогичные модели цены такие разные, и как они отражают параметры электропривода
Скорее всего, Вы уже видели в интернете предложения относительно автоматики для распашных ворот и знаете, что модели отличаются друг от друга дизайном, ценой, именем производителя и габаритами ворот, для которых они предназначены.
Габариты своих ворот Вы знаете, поэтому сразу отмели те модели, которые для конструкций меньше и больше Вашей, остались предложения для одинаковых ворот, но цены на них могут отличаться очень значительно. В чем причина?
Дизайн вряд ли определяет стоимость, потому его исключаем. Остается имя производителя. Здесь напрашиваются мысли о наценке за известность бренда и за страну производителя. С нее и начнем анализ.
Вся воротная техника приезжает в Украину либо из одной из стран Евросоюза, либо из Китая. Отечественного производства пока нет. «Китай», по идее должен быть подешевле, а «Европа» понадежнее, но в мире все сложнее, чем кажется.
Многие европейские производители перенесли свои производственные мощности на территорию КНР из соображений снизить себестоимость продукции за счет более скромной оплаты труда рабочих в Поднебесной (российский DorHan и белорусский An-Motors тоже собирают китайцы в Китае).
В самой КНР при этом есть собственное производство, причем там собирают не подделки под «фирму», а очень высокотехнологичное оборудование, поэтому география завода вообще ничего не скажет Вам о характеристиках воротной автоматики..
«Плата за имя» имеет место быть, но производитель, который полвека зарабатывал свой авторитет высококачественной продукцией, имеет на это право. Впрочем, многие выпускают для схожих ворот две модели: дорогую и более дешевую, так что причина разницы в цене точно не имя. А в чем тогда причина?
Крупные компании заказывают партии «элитной» автоматики на небольших заводах, имеющих соответствующую производственную базу (например, завод Rotelli в Италии), а потом ставят на эту технику свой лейбл и фантастический ценник. Все соответствует: автоматика действительно очень надежная и соразмерно дорогая.
На своих же производственных мощностях «мастодонты» собирают более дешевые приводы, для которых детали не отливают из стали и бронзы и не обтачивают на станках с ЧПУ, а просто штампуют на пресс-формах из пластика и силумина.
В то же время заводы с хорошей производственной базой в той же Италии кроме выполнения заказов для крупных производителей, собирают и свою собственную технику, которая ничем (кроме дизайна) не отличается от образцов из «элитных и дорогих» партий известных брендов.
Так что, имя бренда ничего не говорит о характеристиках модели воротной автоматики, как и ее цена – технику следует выбирать, руководствуясь только ее рабочими и техническими характеристиками. Все остальное так же точно, как и гадание на ромашке.
Рекомендую изменить поход к выбору техники в принципе: забыть о пресловутой «Германии» или «Австрии», которые точно должны, как нам кажется, производить самые надежные механизмы. Нет больше этих правил – каждую модель следует разбирать, тестировать и оценивать отдельно и руководствоваться полученными результатами.
Почему такой подход более рационален? Потому, что недорогая автоматика с мощным двигателем и металлическим редуктором, сделанная китайцами точно прослужит Вам многие годы верой и правдой, а дорогущий итальянский привод с крошечным моторчиком и пластмассовым редуктором вообще может не «потянуть» Ваши ворота в ветреную погоду.
Критериями выбора должны быть такие параметры:
1. Редуктор. Вернее то, из чего он сделан. Это может быть сталь и бронза, а могут оказаться «инновационные» материалы, вроде технополимеров или силумина.
Даже не буду рассказывать почему шестерни из стали или бронзы надежнее пластмассовых – Вы и сами в курсе. Где-то в мире, наверное, есть ворота, которые может перемещать пластиковый механизм, но в Украине я пока таких не видел.
Многие пытаются «экономить» на редукторе, но всегда результат получается вот такой:
После сезона работы пластмассовые зубья слизываются, счесываются или выпадают, вследствие чего весь механизм выходит из строя.
Ничем не лучше шестерни из силумина (это алюминиевый сплав). Внешне они напоминают металл, но схожесть на этом заканчивается.
Посмотрите на фото: слева стальная шестерня, а справа ее аналог из силумина:
Такие детали производятся, как и пластик, методом штамповки, причем не проходят после этого обработку на токарном и фрезерном оборудовании. Внутри шестерни полые, потому говорить не приходится не только о правильности их геометрии, но и о минимальной прочности – это невероятно хрупкий материал. Даже не знаю что хуже: пластмассовые детали или силуминовые.
2. Мощность. Вся воротная автоматика рассчитана на перемещение створок, но одно дело двигать их в тихую погоду при температуре +20°С, а другое – тащить через снежный сугроб или сопротивляться степному ветру.
Очень часто можно услышать рассказы о том, что автоматика работает только в хорошую погоду, но кто в этом виноват? Зачем было брать привод с моторчиком от соковыжималки?
Посмотрите на фото: это моторы от разных моделей воротной техники:
Это как раз тот случай, когда можно смело верить своим глазам: как выглядят, так и работают, в смысле у маленького малая мощность, а у большого – большая.
Самое интересное здесь то, что «малыш» найден в приводе от известного европейского бренда, а самые крупные движки мы вытащили из итальянского и китайского приводов.
3. Интенсивность. Это параметр, по которому определяется назначение ворот. Не важно, сколько весят ворота и какова их площадь. Важно как часто механизм способен их открывать и закрывать.
В каждую модель заложен определенный ресурс работы и для промышленных моделей это десятки тысяч рабочих циклов, а для бытовых – только одна или две тысячи.
Соответственно, промышленные приводы стоят вдвое дороже бытовых, но ошибка в подборе модели по интенсивности обойдется еще дороже: бытовой механизм на промышленных воротах за две недели вымотает весь свой «моторесурс», если сразу не сгорит от перегрузок.
В то же время профессиональный привод на бытовых воротах сродни стрельбе по воробьям из пушки: Вам никогда не пригодится его интенсивность, но Вы за нее сполна заплатите.
5. Наличие сервиса. Я не убеждаю, что сервис нужен, просто напоминаю о нем. Многие наши клиенты задают вопрос о техподдержке в первые пять минут разговора – опытные.
Без сервисного центра придется нести свою недешевую автоматику туда, где ремонтируют одновременно стиральные машинки, пылесосы, прицепы для «жигулей» и многое другое, причем мастера одни и те же для всех видов техники.
Более подробно об этом и пойдет речь в данной статье. Однако если Вы уже устали впитывать информацию о воротной автоматике – можете прекратить заполнять ею свои файлы и просто перепоручить выбор подходящей модели для своих ворот нашему специалисту. Телефоны указаны на сайте, а если хотите, чтобы мы сами Вас набрали – оставьте свой номер в форме для регистрации.
2. Какой тип привода лучше выбрать
Для распашных ворот существует три доступных конструкции электроприводов:
- линейная;
- рычажная;
- подземная.
Линейная (или червячная) конструкция наиболее проста технически, а соответственно, она же самая мощная, надежная и дешевая – таких моделей выпускается 95% от общего числа.
Принцип работы линейного привода основан на движении внутри механизма штока с резьбой, который укорачиваясь, открывает ворота, а удлиняясь, закрывает.
Бывают также телескопические модели, в которых шток выдвигается наружу, а не движется внутри, но принцип их работы тот же.
Начинать подбор модели автоматики для распашных ворот рекомендую именно с приводов червячного типа и если на Ваши ворота такой можно установить – даже не задумывайтесь о других вариантах.
Однако существуют технические ограничения по возможности монтажа линейного привода – это установочные размеры, придерживаться которых нужно обязательно (в противном случае Ваши ворота не будут закрываться).
Посмотрите на вид сверху схемы монтажа червячного механизма:
Здесь ключевым размером является расстояние от места крепления створки к опорному столбу до внутреннего края этой опоры (на схеме параметр под литерой D).
Проблема в том, что чаще всего допустимое расстояние не должно превышать 5-7 см, изредка встречается 12 см.
При этом в Украине принято навешивать створки на опорные столбы, выполненные из бута, железобетона или кирпича, то есть наши опоры достаточно габаритны и расстояние D крайне редко бывает меньше 15 см.
А у европейцев, проектирующих воротную автоматику, традиции несколько иные – они предпочитают ажурные створки, которые навешиваются на соответствующие им изящные опорные столбы, диаметр которых даже целиком вписывается в параметр 5-7 см.
Что делать, если ширина опор не позволяет установить линейный привод?
Если ворота еще не установлены, можно сразу навесить створки с учетом монтажных размеров автоматики (на по центру опорного стола, а ближе к его внутреннему краю).
Если ворота установлены и параметр D не превышает 20 см, можно вырубить ниши в столбах, то есть убрать углы, которые мешают закрыть створки:
Наиболее цивилизованным решением я бы назвал специальные телескопические модели с кронштейнами для установки на широкие опоры.
Такие выпускаются двумя производителями: три модели собирает китайский бренд Miller Technics (3000, 4000 или 5000) и эти приводы можно установить при параметре D до 17 см, и еще одну модель выпускает итальянский завод - это Rotelli МТ 400, которую можно монтировать, даже если размер D составляет 35 см.
Для тех, у кого опоры либо колонны настолько широкие, что даже Ротелли МТ 400 не подходит, точно подойдет модель рычажного типа.
Рычажная конструкция привода позволяет автоматизировать любые ворота – принцип ее работы тот же, что и у человеческой руки: два рычага соединены подвижным шарниром, поэтому такой механизм может открыть и закрыть створки как бы «из-за угла».
Эти приводы вдвое дороже линейных и уступают им в мощности, но если конструкция ворот не позволяет установить линейную модель, применение рычажной вполне оправдано.
Подземные механизмы еще называют «приводами скрытой установки», поскольку они действительно не видны.
Их тоже можно применить для любых ворот, но я бы не советовал выбирать этот тип приводов.
Во-первых, подземная автоматика невероятно дорогая, а во-вторых, это самый проблемный как в монтаже, так и в эксплуатации вариант.
Его выбирают клиенты, у которых сами ворота представляют собой произведение искусства и любая техника будет выглядеть на них неуместно. Однако для такого привода Вам понадобится еще и безупречная ливневка, поскольку лужа под воротами гарантированно утопит Вашу автоматику. После этого даже к воротам подойти станет проблемно – током бьет.
Резюмируем: если есть техническая возможность установить линейный привод – его и выбирайте. Если опоры или колонны слишком широкие, выбирайте рычажную модель. Подземную не советую, но если очень хочется, будем подбирать.
3. От чего зависит разделение автоматики на бытовую и промышленную, если размер и вес ворот не имеют значения
Воротная автоматика с одинаковым успехом может работать как на воротах частного дома, так и на воротах офиса или предприятия. Главное выбрать модель с нужной интенсивностью, поскольку размер и вес створок действительно не имеют значения. Часто можно увидеть огромные кованые ворота в частном секторе или маленькие решетчатые конструкции при въезде на предприятие.
Назначение автоматики (бытовое или промышленное) определяется параметром ее интенсивности, который может выражаться в процентах (интенсивность использования) либо в допустимом числе рабочих циклов (интенсивность работы).
Интенсивность использования – это выраженное в процентах соотношение разрешенного времени работы и необходимого отдыха модели.
Для бытовых механизмов это 30-40%, а для промышленных от 80% до 100%.
Проще говоря, если интенсивность понравившейся Вам автоматики составляет 30%, значит в течение часа Вы можете использовать ее не более 18 минут (30% от 60 минут), а оставшееся время привод должен остывать.
При этом у бытовой техники есть ограничения по времени непрерывной работы (не более 10-12 минут), поэтому 18 минут в час такой привод может работать только с остановками.
В то же время 100% использование тоже не означает, что мотор должен гудеть без остановок – привод отдыхает, пока через проем проезжает автомобиль.
Интенсивность работы – это максимально возможное для механизма количество рабочих циклов за единицу времени (обычно это час или сутки).
Для бытовых моделей это 7-15 циклов в час или 30-300 рабочих маневров в сутки, а для промышленных возможны даже тысячи суточных маневров.
Что будет, если не соблюдать назначение автоматики?
Путать модели по назначению дорого и хлопотно. Если Вы установите на ворота во двор многоквартирного дома бытовой механизм, никто не сможет контролировать соблюдение необходимого времени отдыха и непрерывной работы.
Что будет с техникой, которую эксплуатируют далеко за пределами ее возможностей знаете сами – сгорит она.
Если даже не сгорит, то вымотает заложенный в нее ресурс рабочих маневров за пару недель и Вы начнете ее ремонтировать. Ремонт, кстати, так же перспективен, как и реанимация двадцатилетних «жигулей» - сколько не вкладывай, они просят еще, хотя при этом не ездят.
«Запас» интенсивности Вам тоже не нужен – он никак не добавляет мощности, поэтому относится к разряду «бестолковых переплат» за то, что никогда не пригодится.
4. Каковы пределы применения автоматики для нормальной работы в Донецкой области
В разделе о пределах применения речь пойдет о допустимых габаритах ворот. Однако это не те цифры, которые указаны на сайтах продавцов и на которые Вы ориентировались, выбирая подходящий привод.
Дело в том, что максимальные (или граничные) параметры ворот не учитывают даже друг друга, то есть, ворота не могут иметь одновременно максимальные вес и длину створки.
Просто так принято: указывается масса створки, которую привод может перемещать без учета влияния ее площади, а так же длина ворот, которая никак не учитывает их вес.
В инструкциях по эксплуатации автоматики абсолютно все производители обязательно приводят в том или ином виде допустимые соотношения веса и длины створки. Это может быть таблица либо график, но зависимость всегда обратно пропорциональна.
Посмотрите на границы применения популярной модели для ворот весом до 800 кг и длиной створки до 3,5 м (Rotelli МТ 400):
Это самый красочный график, потому я его и взял: обычно приведена только одна область применения, а здесь целых три.
Итак, самая темная область показывает допустимое соотношение веса и площади ворот без учета любых дополнительных нагрузок кроме силы трения (как они зависят друг от друга).
В средней области показано какие габариты допустимы при работе в благоприятных климатических условиях, а для нас с Вами подойдет только самая светлая область, поскольку климат Донбасса далеко не самый мягкий.
Таким образом, пределами применения автоматики для каждой модели нужно считать не максимальные габариты ворот, а соотношение веса и длины створки со всеми дополнительными нагрузками.
К дополнительным нагрузкам следует отнести ветер, снег, лед и даже сопротивление самих ворот.
Самой значительной из этих дополнительных нагрузок для Донецкой области является ветер.
Смотрим на карту ветровой нагрузки для Украины – на Донбассе есть различные зоны, но везде ветер значительный, особенно он усиливается ближе к побережью. В среднем можно принять показатель ветровой нагрузки 53 кг/м2.
Давайте прикинем, насколько один только ветер увеличивает вес ворот. Пусть Ваша створка имеет среднюю для Украины высоту 2,0 м и длину 2,5 м:
2,0 м х 2,5 м х 53 кг/м2 = 265 кг.
То есть, ветровая нагрузка дает створке площадью 5,0 м2 дополнительный вес в размере 265 кг и чтобы правильно выбрать автоматику, Вы должны приплюсовать этот «довесок» к реальной массе своих створок.
Если Вас удивляет факт, что производители сразу не учитывают такую значительную нагрузку при определении пределов применения модели, вспомните, как выглядят ворота в старой Европе (воротную автоматику придумали итальянцы) и сравните со своими.
Как правило, европейцы предпочитают решетчатые конструкции, сквозь которые ветер пролетает транзитом, оказывая воздействие только на прутья решетки. Серьезной добавочной нагрузки в этом случае не возникает, потому ее даже не учитывают.
У нас принято делать ворота высокими и зашивать их наглухо, создавая «парусность». То есть, ветер надувает глухую створку подобно парусу.
Это уже совсем «другое кино» и данная нагрузка обычно намного больше самого веса ворот, поэтому ее следует учесть в первую очередь.
Кроме ветра приводу придется преодолевать сопротивление Ваших ворот. Я не хочу сказать, что у Вас плохие ворота, но вряд ли они открываются и закрываются легким движением одного пальца, а все, что создает сопротивление работе автоматики, нужно учитывать.
Проверить насколько все хорошо или плохо можно именно экспериментальным путем – определяется легкость хода в безветренную погоду. Еще посмотрите нет ли перекоса конструкции: остановите каждую створку в нескольких местах. Они должны останавливаться и не иметь тенденции двигаться в какую-либо сторону. Если все не так, ворота в одну сторону будут «помогать» приводу, а в обратную «мешать» ему работать.
Кроме ветра и сопротивления ворот, на Донбасс ежегодно приходит зима и это отдельная нагрузка. У нас нередко случается ситуация, когда после дождя опускается температура и все покрывается льдом. В этом случае ворота тоже обледенеют и данный «довесок» зависит от количества художественных особенностей Ваших створок:
Кроме льда все ниши и выступы ворот забиваются снегом, который также увеличивает вес конструкции.
Резюмируем: для того, чтобы определить вписываются или нет Ваши ворота в пределы применения какой-либо модели автоматики, все характерные нагрузки нужно выразить в килограммах и просуммировать.
Если это вызывает определенные трудности – лучше позвоните нашему специалисту и проконсультируйтесь. Неправильно подобранная модель по границам использования может вообще отказаться работать зимой. Зачем Вам такая автоматика?
5. Какой запас мощности можно считать достаточным
В предыдущем разделе я рассказал о пределах применения электроприводов с учетом «довесков» от ветра, снега, льда и сопротивления ворот, то есть, от «долгоиграющих» нагрузок.
Однако бывают и форс-мажорные ситуации, когда ворота примерзли и приводу для начала движения необходимо их сорвать. Иногда движение нужно начать (или продолжить) сопротивляясь сильному порыву ветра, а когда выпадает снег, привод должен протащить створки сквозь сугроб. Для этого ему необходимо приложить дополнительное усилие, и если у двигателя такой запас есть – он его использует, а если нет, автоматикой будет Ваша мышечная сила.
При выборе привода мы все смотрим в технические характеристики модели и обязательно обращаем внимание на мощность механизма – это логично. Однако часто производителем вместо номинальной (то есть, реальной) мощности привода указывается некий «максимальный» параметр. Честно говоря, я не знаю, что он обозначает. И никто не знает.
Даже в жестко зарегулированном законодательстве Евросоюза нет четко выписанного алгоритма измерения данного «максимума» и нет определения что именно он должен отражать: пиковые возможности, после которых механизм умирает или возможности, после которых исчерпывается его ресурс.
Я бы сравнил «максимальную мощность» автоматики с показателем максимальной скорости на спидометре автомобиля – гипотетически ее развить можно, но практически, не стоит.
Как узнать реальную мощность модели? В технических характеристиках, приведенных производителями в инструкциях по монтажу и эксплуатации каждой модели, бывает указан параметр потребляемого тока. Если этот показатель есть, Вы можете просто рассчитать реальную «мощу» движка как произведение показателей потребляемого тока и напряжения питания двигателя.
Например, если двигатель питается от переменного тока напряжением 220 В, а потребление тока составляет 1,3 А, номинальная мощность будет такой:
220 В х 1,3 А = 286 Вт.
Это весьма приличный показатель и такой «мощи» как бы достаточно, но часто питание двигателя осуществляется не от переменного тока, а от постоянного, напряжением 24 В. Для такого движка, при том же потреблении, номинальная мощность составит:
24 В х 1,3 А = 31,2 Вт.
Согласитесь, разница существенная. Скажу больше – не часто потребляемый ток в моделях с низковольтными моторами целых 1,3 А – я встречал даже привод с показателем 0,5 А, и его «мощага» составила целых 12 Вт.
При этом 24-вольтовые моторы используются очень часто, поскольку они абсолютно безопасны и не перегреваются, как их 220-вольтовые собратья. Это позволяет низковольтной автоматике работать с высокой интенсивностью. Кроме того, именно такие приводы могут быть оборудованы системой резервного питания, что позволит Вам не зависеть от того есть электричество в сети, или его нет.
Могут ли они быть мощными? Безусловно, да. Однако потребуется щеточный узел, ротор с обмоткой, больше медного провода и серьезный трансформатор. Цена такой модели быстро отбивает желание ее купить.
Резюмируем: мощности автоматики должно хватать на преодоление «штатных» нагрузок, причем без перенапряжения мотора, а так же для работы с увеличенным усилием в случае необходимости.
Если «мощи» не хватит, Вам придется открывать и закрывать ворота вручную именно тогда, когда выходить из машины хочется меньше всего.
Я бы рекомендовал в любом случае пересчитывать номинальную мощность понравившейся модели, но если производителем не указан параметр потребления тока, звоните нам – мы всю технику разбираем и тестируем, а заодно и перемеряем все, что можно измерить.
6. Как понять, насколько модель адаптирована для работы в умеренно-континентальном климате Донбасса
В данном разделе речь пойдет не о технических возможностях автоматики – это мы подробно обсудили в двух предыдущих блоках. Пора заглянуть под крышку корпуса и посмотреть из чего сделан редуктор привода.
Поверьте, двигатель модели и ее редуктор конструкторами прекрасно сбалансированы, поэтому если мощности достаточно, редуктор в состоянии ее «переварить». Вопрос переварит ли он наш климат.
Заглянем в метеосводки Донецкой области за последние 100 лет и посмотрим на температурные максимумы и минимумы:
- 11 января 1950 года зафиксирована температура -32,2°С;
- 10 августа 2010 года термометр показал +39,1°С.
Теперь объясню, почему это важно. Рабочая температура для технополимеров варьируется в пределах от -20°С до +50°С. Если хотя бы кратковременно редуктор с пластиковыми деталями окажется в зоне действия более низких температур, полимер изменит свои рабочие характеристики и станет хрупким, как стекло. Вы сможете после этого просто голыми руками сломать полимерную шестерню:
Теперь посмотрим на максимальный показатель (+50°С). Должно быть, Вы думаете, что мы «вписываемся», но и это не так: замеры температуры воздуха проводятся в тени, а приводу придется работать еще и под прямыми солнечными лучами.
В этом случае его «внутренности» прогреются до очень высоких показателей (вспомните, как плавится летом битум в составе асфальта), после чего пластиковые детали тоже изменят свои характеристики и попросту деформируются:
Резюмируем? Для работы в Донецкой области не подходят модели воротной автоматики с пластиковыми деталями – редуктор должен быть полностью сделан из металла, причем под «металлом» подразумевается сталь и бронза, но никак не силумин.
Сталь и бронза не изменят своих параметров под влиянием самых экстремальных для нашей климатической зоны температур, поэтому автоматика с таким редуктором спокойно сможет выполнять свои функции.
Резюмируем? Для работы в Донецкой области не подходят модели воротной автоматики с пластиковыми деталями – редуктор должен быть полностью сделан из металла, причем под «металлом» подразумевается сталь и бронза, но никак не силумин.
Сталь и бронза не изменят своих параметров под влиянием самых экстремальных для нашей климатической зоны температур, поэтому автоматика с таким редуктором спокойно сможет выполнять свои функции.
7. Насколько сильно необходим сервис от производителя и как быть, если его нет
Сервис нужен не только самой дешевой технике – в такой же мере его требуют и наиболее дорогие модели. Разница только в значении такого показателя, как «статистика поломок», который для воротной автоматики варьируется в пределах от 2% до 30% в год. То есть, даже обладатель самой надежной в мире автоматики может оказаться в числе 2% «счастливчиков».
В этом случае вопрос наличия технической поддержки становится не просто важным, а даже ключевым, поскольку варианты возможны такие:
1. Если для выбранного Вами привода в Украине есть сеть сервисных центров (или хотя бы один), все вопросы относительно гарантийного и послегарантийного ремонта, замены какой-то детали или приобретения дополнительных комплектующих (пульт на рыбалке утонул, например) решаются легко и безболезненно.
2. При отсутствии сервиса от производителя можно обращаться в представительство бренда (это в Киеве). С ремонтом по гарантии будет трудновато (почти нереально доказать, что Вы в поломке не виноваты), но запчасти и комплектующие через них можно заказать и в ближайшее время получить.
3. Или же Вы действительно «счастливчик» и производитель купленной Вами техники вообще не представлен в Украине, то есть нет ни сервисного центра, ни официального представительства. В этом случае о гарантии речь не идет, а запчасти и комплектующие придется «добывать» самостоятельно. Заказывать копеечную деталь нужно будет на заводе-изготовителе. Напомню, что они все находятся в Европе и в Китае, потому стоимость доставки будет немалой.
Если Вы хотите обслуживаться в нашем сервисном центре – придется прислушаться к советам специалиста и выбирать из тех моделей, которые он порекомендует для Ваших ворот.
Поймите правильно: мы подбираем автоматику только с мощными движками и металлическими редукторами, которая не «вылетит» после недолгих мучений на слишком тяжелых для нее воротах.
Если же Вы упрямо желаете купить неподходящую модель, мы не можем брать на гарантию то, что работать не способно по определению.
Ели Вы думаете, что мы рекомендуем только дорогие модели – читайте раздел первый этой статьи, где четко сказано, что мощный мотор и металлический редуктор может находиться внутри как дорогой, так и дешевой автоматики.
8. Что предлагается в комплекте и что нужно обязательно
Так выглядит типичная схема автоматизации распашных ворот:
То есть, автоматика состоит из двух приводов (для калиток привод один) и блока управления. Все это закрепляется на ворота и подключается к электричеству.
Далее следует выбрать систему управления. Это может быть определитель автомобильных номеров, радиокодовая либо кнопочная клавиатура, Home Link, GSM-модуль, считыватель карточных пропусков, ключ-выключатель, ключ-кнопка или даже индукционная петля.
Но самым распространенным вариантом является радиосигнал от пульта-передатчика на встроенный в блок управления радиоприемник, поэтому именно этот способ мы Вам и предлагаем.
Каждый производитель автоматики предложит Вам свои модели пультов, но часто клиенты просят найти для них передатчики подешевле. Дело в том, что итальянские брелоки в среднем стоят по 25 € за штуку, а немецкие – по 80 €.
Если Вам нужно 2-3 брелока, это одно, но если автоматизируются ворота предприятия, пультов может потребоваться много и стоимость такой системы управления превысит сумму, потраченную на саму автоматику.
Китайцы производят пульты даже по 5 €, и работают они точно так же, как и немецкие, но цена брендовых аксессуаров как раз и состоит из оплаты «дорогих понтов».
Сразу скажу, что встроенный радиоприемник настроен расшифровывать только сигналы «родных» передатчиков, поэтому «договориться» с ним принимать информацию от «чужих» брелоков напрямую не получится. Нужен внешний приемник, который стоит меньше одного фирменного пульта, а дополнительно потребуется только кусок четырехжильного кабеля.
Если интересно как его установить – звоните, научим, подберем любые понравившиеся пульты и соответствующий внешний приемник.
Заменить на более дешевые модели можно и дорогие брендовые аксессуары безопасности - сигнальную лампу и фотоэлементы, в этом случае комплект автоматики обойдется Вам гораздо дешевле.
Сигнальная лампа представляет собой проблесковый маячок белого или оранжевого цвета, который призван оповещать о работе движущегося механизма миганием с частотой 1 раз в секунду. Лампу устанавливают таким образом, чтобы она была хорошо видна, особенно в темное время суток – тогда легко можно определить, движутся створки или нет.
Современные маячки могут использоваться одновременно для подсветки воротной конструкции, а также для информирования о сбоях в работе автоматики - в этом случае лампа будет мигать с увеличенной частотой.
Фотоэлементы – это детекторы обнаружения препятствий, которые устанавливают парами в створе ворот напротив друг друга. Один из них (светодиод) передает второму (фотодиоду) инфракрасный сигнал, который соединяет их между собой невидимым глазу лучом.
Если во время работы механизма этот луч прервется, блок управления остановит ворота и направит их движение в обратную сторону.
У всех современных приводов есть встроенные детекторы препятствий, но они срабатывают после того, как створки зажмут это «препятствие». Их задача – спасти движок, который сгорит от перенапряжения, если привод не сможет закрыть ворота полностью.
Фотоэлементы предотвращают сам удар, поэтому они точно нужны тем, у кого есть маленькие дети. Обычно их устанавливают на высоте 50-60 см от земли, но лучше взять еще одну пару и установить ее почти вровень с землей. Так дети гарантированно не перепрыгнут через нижний луч и не проползут под верхним, а значит, не получат удар створками.
Кроме перечисленных аксессуаров популярностью пользуются системы резервного питания и стабилизаторы напряжения, а еще бывают аксессуары, необходимые только в отдельных случаях, но в одной статье все описать невозможно, поэтому за более детальной консультацией обращайтесь напрямую к нашим специалистам.
9. Выводы и рекомендации
В данной статье я подробно описал как правильно подбирать автоматику распашных ворот для работы в условиях Донецкой области. Теперь можно весь массив приведенной информации собрать в краткие рекомендации:
1. Неразумно при выборе техники руководствоваться ее ценой, названием бренда или страной, где она собрана – ни один из этих критериев сегодня не работает.
Вы можете купить дорогую автоматику, собранную итальянцами, например, но если в ее редукторе морозной ночью перемерзнет единственная полимерная деталька, весь механизм выйдет из строя.
В то же время, привод из «демократичного ценового сегмента», собранный китайцами, будет много лет без единой заминки открывать и закрывать Ваши ворота в любую погоду, если у него мощный движок и металлический редуктор.
То есть, ни страна-производитель, ни известный бренд, ни стоимость не являются критерием выбора воротной техники – только ее рабочие и технические характеристики.
2. Когда есть возможность установить модель линейного типа – устанавливайте именно ее. Если даже привод Ротелли МТ 400 не годится ввиду слишком широких опорных столбов или колонн, подбирайте рычажную конструкцию. В любом случае, надежнее (и дешевле) наземная модель.
3. Определите необходимую частоту открываний и закрываний ворот – с интенсивностью привода нельзя ошибаться. Если в характеристиках модели указано, что ее использование 30-40%, значит это бытовой механизм и он предназначен для автоматизации ворот частного дома. Для многоквартирных домов, офисов или предприятий нужна более высокая интенсивность.
4. Пределами применения модели является обратная зависимость между площадью ворот и весом створок со всеми дополнительными нагрузками.
Суммировать нужно собственную массу створки и вес, создаваемый ветровой нагрузкой, снегом, льдом, сопротивлением ворот и т.д.
Указанные в паспорте модели максимальные габариты ворот вообще не являются допустимыми даже для работы привода в идеальных лабораторных условиях.
5. В Донецкой области непростой климат, поэтому автоматику нужно брать с мощным и полностью металлическим мотором-редуктором.
При «недоборе» по мощности двигателя Ваши ворота в автоматическом режиме будут работать только летом, причем в не слишком ветреную погоду. Зимой Вам придется все время помогать приводу своей мышечной силой или же просто открывать и закрывать ворота по-старинке, то бишь вручную.
При наличии технополимеров или силумина в составе редуктора эксплуатация техники в Донбассе тоже невозможна – температура работы пластика не вписывается в граничные температурные максимумы региона, поэтому пластмасса разрушится после первой же зимы (или деформируется летом).
Кстати, некоторые всерьез думают, что можно выточить вместо пластиковой шестерни такую же из металла и все будет работать. Вынужден Вас огорчить, но редуктор привода настолько идеально подогнан конструкторами под свой движок, что малейшие изменения в редукторе сразу же выводят из строя мотор. Проще говоря, после замены пластиковой шестерни на стальную сразу сгорит двигатель.
6. Сервисная поддержка нужна обязательно. Возможно, лично Вам она вообще никогда не понадобится, однако даже при годовой статистике поломок 2% (а бывает и 30%), есть «везунчики», которые в эту статистику попадают. Короче, гарантия не помешает.
Если у производителя нет ни сервисного центра, ни представительства в Украине, будете долго и мучительно искать копеечную запчасть или дополнительный пультик в Китае или одной из стран ЕС.
7. Старайтесь выбирать самые простые модели. Даже если Вы не собираетесь производить монтаж своими руками, поверьте, что ни одна из «модных» опций Вам просто никогда не понадобится.
Однако электронные платы имеют дурную привычку сбрасывать все настройки при скачке напряжения и во время грозы. Настроить такую плату самостоятельно Вы не сможете, поэтому каждый раз Вам придется вызывать специалистов.
Если у Вас остались (или же появились) вопросы к опытному инженеру в сфере воротной автоматики, звоните. Мы по-прежнему готовы Вас бесплатно проконсультировать, а если нужно – порекомендовать подходящий привод.
10. Вам будет выгодно сотрудничество с нами по нескольким причинам
Мы работаем с воротами и автоматикой для них уже 14 лет и за это время успели изучить данную сферу до уровня «эксперт». Мы тестируем всю технику, которую предлагаем своим клиентам, поэтому за свои рекомендации берем на себя даже материальную ответственность:
Предлагаем Вам в течение года провести ТЕСТ-ДРАЙВ модели, которую подберет для Ваших ворот наш специалист. То есть, Вы устанавливаете рекомендуемый нами привод и на протяжении 12 месяцев оцениваете его работу.
Если все нравиться, оставляете его себе, а если не понравился – вернете его нам, а мы вернем Ваши деньги.
Без вопросов и доказательств – достаточно одного Вашего решения.
Кроме того:
1. Мы не тратим Ваши деньги на рекламу, а просто рассчитываем на то, что довольный клиент порекомендует нашу компания своим друзья и знакомым, а те – своим.
2. Мы официально представляем в качестве дилера всех производителей воротной автоматики, присутствующих на украинском рынке, поэтому наши цены рекомендованы непосредственно изготовителями техники.
3. Форму оплаты выбираете Вы сами. Мы ежедневно отправляем со своих складов заказы во все регионы Украины через компании грузоперевозчиков. Ваша посылка очень быстро приедет в ближайшее отделение транспортной фирмы и Вы сможете проверить ее содержимое перед тем, как оплатить свой заказ.
Если нужно – выпишем счет-фактуру.
Обратите внимание: модели автоматики, которые Вам порекомендуют наши специалисты, мы доставим за свой счет.
4. Мы подарим Вам свое авторское руководство по самостоятельному монтажу электропривода, с которым Вы точно (100%) сможете его установить своими руками, сэкономив на оплате услуг сторонней организации порядка 50 €.
5. Автоматика придет к Вам со всеми необходимыми сертификатами в соответствие требованиям украинского законодательства. С документами, которые мы пришлем, Вы в любой момент сможете обратиться за гарантийным и послегарантийным обслуживанием в сервисные центры и представительства производителей.
Модели, рекомендуемые нашими специалистами, в гарантийный и послегарантийный периоды обслуживаются в нашем сервисном центре.