Направляющая для откатных ворот. Что нужно о ней знать?
Откатная (сдвижная) конструкция перекрывает проезд за счет перемещения створки вдоль забора, при этом может быть три варианта таких ворот:
- Ролики сверху – когда створка подвешивается к установленной над проездом направляющей;
- Ролики снизу – когда створка едет по рельсу на земле;
- Консоль – когда ролики установлены на земле, а направляющая прикреплена к створке и перемещается по роликам, заведенным внутрь.
Консольная конструкция самая распространенная - проезд не ограничивается по высоте и не требует регулярной чистки рельса на земле, поэтому в данной статье речь пойдет о направляющей для таких ворот.
Направляющая представляет собой стальной рельс особой формы, который приваривается прихватками к нижней части полотна ворот, и по длине соответствует длине самой створки вместе с треугольной ее частью (противовесом).
То есть, монтаж направляющей на ворота производится на этапе изготовления створки, вернее, изготовление створки начинается с приваривания нижней трубы несущего каркаса к рельсу.
Перемещается створка откатных ворот за счет того, что внутрь направляющей заводятся ролики жестко закрепленных рядом с проездом опор, и полотно ездит вдоль забора, когда ролики катятся по рельсу.
По сути, основными комплектующими для откатных ворот являются направляющий рельс и роликовые каретки – от их качества и соответствия друг другу зависит легкость и плавность хода створки. Если эти два элемента «на уровне», ворота весом до 400 кг Вы должны открывать одним пальцем.
Для изготовления откатных ворот кроме роликовых опор (кареток) и направляющего рельса необходимы еще несколько элементов, которые продаются в комплекте с каретками, но ни один производитель в такой комплект фурнитуры не включает направляющий рельс – его нужно подбирать отдельно.
Фурнитура бывает стандартной и усиленной, поэтому с каждым комплектом мы предлагаем соответствующий ей профиль: для ворот весом до 400 кг это рельс толщиной 3,5 мм (70х60 мм), а для более тяжелых ворот направляющую толщиной 5 мм (94х85 мм).
Направляющий профиль идет стандартной длины: 5 м, 6 м или 7 м, а если Ваш проезд шире, можно добрать нужную длину и сварить рельс необходимого размера.
Производителем направляющей для откатных ворот может быть отечественное предприятие или завод в Европе. На фото слева направо два рельса отечественного производства и австрийский профиль.
К импортным изделиям претензий не бывает – это всегда оцинкованный профиль с идеальной геометрией и четкими углами. Оцинковка делает рельс более стойким к коррозии, но требует более дорогой специальной грунтовки.
Отечественные направляющие из черной стали могут быть весьма достойного качества, но не всегда – могут и удивлять непредсказуемой геометрией.
Правильное сечение имеет сложную форму (см. выше на схеме с размерами), поэтому от предложений профиля квадратного сечения или любой другой геометрии смело отказывайтесь.
Дело в том, что ролики кареток, которые заводятся в направляющую, прослужат Вам верой и правдой как минимум 10 лет при условии, что их качению ничего не будет мешать, и нагрузки на них будут допустимыми и равномерными. Каждая опора имеет по восемь роликов, четыре из которых (средние) выше других – они контактируют с верхней гранью направляющей. Оставшиеся четыре ролика расположены ниже – они контактируют с нижними полочками рельса.
Если нижние ролики полностью опираются на полочки направляющей, нагрузка на них распределяется снизу-вверх, на что они и рассчитаны:
Если же полочки не строго горизонтальны, а немного недогнуты, нижние ролики будут опираться не всей плоскостью на полочки, а только своим наружным краем, поэтому на них кроме радиальной нагрузки будет действовать еще и осевая.
В этом случае грузоподъемность роликов снизится в 10 раз – из 100% останется только 10%.
Если же полочки рельса расположены не в едином горизонте, опираться будут вместо 4-х только два ролика – им придется взять на себя всю нагрузку, что означает двойной перегруз и снижение срока эксплуатации кареток во много раз.
Остерегайтесь направляющей с нестандартными размерами – даже если у такого рельса правильное сечение, роликам может быть мало места внутри, в результате чего они будут опираться не на нижние полочки, а на скошеные. В этом случае нагрузка будет боковой, что недопустимо.
Если же направляющая окажется большего размера, зазор между рельсом и роликами превысит допустимый. Считается, что в идеале этот зазор должен быть 0,4-0,6 мм, но на практике бывает и более 2 мм. В этом случае ворота будут клевать, причем сильно (по 2 мм на двух роликах умноженные на рычаг дадут не менее 10 мм). Проверить зазор можно с помощью щупа.
Не следует игнорировать и осевой люфт каретки в направляющей – если он большой, створка может не попадать в улавливатели.
Посмотрите на фото: здесь вертикальный люфт каретки относительно направляющей составляет 2,5 мм, а осевой – 3,5 мм.
Ворота с такой фурнитурой не смогут центрироваться, поэтому при прохождении точки равновесия будут клевать на 15-20 мм, а в ветреную погоду они будут ударяться в улавливатели вместо того, чтобы заходить в них.
Это я говорю о качественных направляющих и роликовых каретках с НЕправильно подобранными зазорами.
Еще одним обязательным условием нормальной работы откатных ворот является форма направляющей по длине – рельс должен быть абсолютно ровным. При покупке этот критерий сложно оценить, поскольку вряд ли Вам предложат профиль с кривизной, которая видна невооруженным глазом, однако повторюсь: рельс должен быть идеально ровным.
Проще всего определить насколько ровные направляющие, когда они находятся в пачках – если складываются в правильные стопки, значит ровные:
Если разваливаются, значит кривые:
Такие рельсы мы вообще не берем, и Вам не советуем – с ними невозможно изготовить нормальные откатные ворота.
А теперь расскажу на чем могут сэкономить при изготовлении направляющего рельса недобросовестные производители, и чем это грозит впоследствии потребителю:
- Профиль делается из более мягкой, чем нужно стали.
- Толщина стенок рельса меньше проектной.
Марка стали. Некоторые выпускают направляющие с правильной геометрией нужного размера, но при этом делают их из мягкой стали, которую гораздо проще гнуть, чем более твердую. Это объясняется отсутствием необходимого оборудования – прокатный стан стоит дорого, а его износ от работы с твердыми металлами гораздо выше, чем при изготовлении трубы из мягкой стали.
Для направляющей нужна сталь с твердостью по Бринеллю HB 10-1 = 131 Мпа – это Ст3сп (конструкционная углеродистая обыкновенного качества). Такой рельс будет пружинить на воротах и не деформируется. Он прекрасно сваривается, не склонен к отпускной хрупкости и не имеет флокеночувствительности.
Однако вместо Ст3сп иногда применяется сталь 08кп – у нее твердость по Бринеллю НВ = 98 Мпа, несмотря на то, что в классификаторе она называется «конструкционной углеродистой качественной».
Область применения этих материалов несколько отличается, как и химический состав:
Применение материалов: | |
08кп | для прокладок, шайб, вилок, труб, а также деталей, подвергаемых химико-термической обработке - втулок, проушин, тяг |
Ст3сп | для несущих элементов сварных и несварных конструкций и деталей, работающих при положительных температурах, арматуры класса Ат400С |
То есть, для сварных конструкций стал 08КП не рекомендуется использовать.
Химический состав 08кп и Ст3сп: | |
Твердость стали обусловлена содержанием в ней углерода (С) – чем больше, тем тверже. Как видно из таблицы в стали Ст3сп углерода 0,14-0,22%, а в стали 08КП только 0,05-0,11%. Мягкий металл в процессе эксплуатации может просто разогнуться.
Толщина стенок направляющей. Нормальной и достаточной для стандартного комплекта считается толщина стали направляющей 3,5 мм, а для усиленного комплекта фурнитуры – 5 мм. Немного больше можно, но меньше нельзя – чревато снижением прочности изделия.
Я измеряю штангенциркулем толщину трех образцов рельсов (на фото слева направо) украинского с нечеткими углами, украинского с правильной геометрией сечения и австрийского:
Начну с австрийского оцинкованного профиля:
Можно назвать «эталонным» образцом – 3,51 мм.
Теперь измеряем рельс отечественного производства с четкими правильными гранями из черной украинской стали:
Толщина стенок даже больше, чем у «австрийца» - 3,63 мм.
Меряем третий образец отечественного производства из черной украинской стали:
Упс… 3,04 мм вместо необходимых 3,5 мм. Недостает 0,46 мм. Насколько это критично? Давайте посчитаем: между прочностью изделия и толщиной металла существует квадратичная зависимость:
3,52/3,042 = 1,325
Это значит, что «экономный» производитель уменьшив толщину стенок направляющего рельса на 0,46 мм снизил его прочность на 32,5%. «Изделие», кстати, из стали 08кп. Как Вы думаете, такой рельс разогнется под нагрузкой ворот в процессе эксплуатации?
По той же формуле можно рассчитать и прочность рельса с более широкими, чем регламентируется стенками:
3,632/3,502 = 1,07
Прочность изделия со стенками толщиной 3,63 мм на 7% выше нормы.
Я намеренно не называю производителей, но если Вам потребуется помощь специалиста при выборе направляющей, наш сварщик с двенадцатилетним опытом работы в телефонном режиме порекомендует наиболее подходящую для Ваших ворот – это может быть австрийский или качественный украинский профиль (на выбор).
Кроме качества изготовления направляющей немаловажное значение имеют условия ее хранения и эксплуатации: если у продавца (Internet-магазина) нет крытых складских помещений, профиль может храниться на улице, причем прорезью вверх, что приводит к появлению ржавчины внутри рельса.
Даже качественный рельс можно испортить коррозией –если внутри профиля что-то будет мешать качению роликов, ворота будут подклинивать и грохотать. Мешать плавному движению кроме ржавчины могут раковины или окалины, поэтому проверяйте внутреннюю поверхность направляющей на предмет таких «сюрпризов».
В процессе эксплуатации внутрь рельса тоже не должны попадать грязь или влага, поэтому с торцов его обязательно следует закрывать специальными заглушками (они идут в комплекте фурнитуры для откатных ворот).
В принципе, это все основные моменты, которые необходимо учесть при выборе направляющей для откатных ворот.
Напомню алгоритм действий:
1. Определитесь с размерами профиля: для ворот весом до 400 кг он стандартный (60х70х3,5 мм), а для более тяжелых – усиленный (85х94х5 мм).
2. Рассчитайте необходимую длину рельса: длина Вашей створки + длина противовеса. Стандартные направляющие имеют длину 5, 6 или 7 м, но если Вам нужен более длинный рельс, придется сварить его из двух (или более) частей.
3. Выберите производителя: в нашем магазине это либо импортный оцинкованный профиль, либо отечественного производства из черной стали – оба в хорошем качестве.
Качество исполнения, марку стали, толщину стенок, геометрию профиля и ровность рельса мы проверим сами и дадим гарантию на приобретенный у нас товар – пришлем гарантийный талон.
Если Вам нужна не только направляющая, но и остальные комплектующие для откатных ворот, наш специалист порекомендует идеально подходящий набор по адекватной цене.
Есть отечественные производители, изготавливающие качественную и надежную фурнитуру, в которой полностью металлические ролики с усиленными подшипниками ходят в рельсе без малейших затруднений, и все элементы сделаны из прочной толстой стали.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ НАШ INTERNET-МАГАЗИН СВОИМ КЛИЕНТАМ:
1. На рекомендуемую фурнитуру мы даем пятилетнюю гарантию. Реальный срок ее службы – не менее 10-ти лет.
Наша компания кроме интернет-магазина имеет также обычный магазин с реальным физическим адресом, а также товарами для изготовления любых ворот и автоматизации проездов, складские помещения с продукцией всех представленных в Украине брендов, и собственный сервисный центр, поэтому кроме «гарантии производителя» мы даем собственную гарантию, обеспеченную реальным сервисом.
Не секрет, что в ЛЮБОЙ продукции может оказаться брак. Как правило, производители ремонтируют или меняют по гарантии такой товар, но в случае с рельсом для ворот куда Вы будете обращаться? Направляющие не упаковывают в отдельные коробки, на них не пишут название завода и его адрес.
Мы заменим Вам такой товар без разговоров и выяснений отношений, а обращаться с ним на завод будем после сами.
2. Доставку рекомендуемой продукции осуществляем бесплатно! Мы в течение одного рабочего дня отгружаем заказы со своих складов и отправляем их до указанного клиентом отделения компании-перевозчика.
3. Не требуем предоплату! Вам не нужно беспокоиться о надежности покупки через Internet – при получении посылки в отделении грузоперевозчика Вы можете проверить ее содержимое, и расплатиться за нее если все в порядке.
4. Стоимость товаров в нашем магазине такая же, как у их производителей. Мы дилеры всех представленных в нашей стране брендов группы воротной техники, поэтому не добавляем к ценам заводов никаких наценок и накруток.
5. Покупателям рекомендуемой фурнитуры наши инженеры сделают в подарок детальный чертеж ворот со всеми размерами и спецификациями – с ним Вы можете самостоятельно изготовить свои ворота и сэкономить на услугах сторонней организации половину их стоимости, а спецификация поможет купить ровно столько материалов, сколько нужно.
6. Подарим подробную авторскую инструкцию по изготовлению откатных ворот – с ней у Вас не возникнет никаких сложностей в процессе проведения работ.
7. Бесплатно предоставим консультации специалистов – по вопросам относительно выбора воротной техники и комплектующих, в процессе их самостоятельного монтажа и последующей эксплуатации Вы можете по телефону проконсультироваться с нашими экспертами.
Если после прочтения этой статьи Вы не определились с выбором или у Вас остались вопросы, наберите нашего специалиста.