Типы откатных ворот
Откатные ворота постепенно вытесняют традиционные распашные как в частном, так и в промышленном секторе. Данный вид воротной конструкции обычно обходится несколько дороже распашной в изготовлении за счет расширенного комплекта фурнитуры, зато дешевле в автоматизации и удобнее в эксплуатации.
Откатные (сдвижные) конструкции обычно состоят из одной створки, смещаемой в сторону от проезда. При большой ширине иногда используют две встречные створки, тогда более уместен термин раздвижные ворота, но в этом случае ряд преимуществ по сравнению с распашными теряется.
Откатные ворота позволяют сделать удобным проезд автотранспорта, особенно при ограниченном пространстве. Далеко не всегда удается обеспечить заезд перпендикулярно линии ворот - помехой может стать узкая прилегающая улица или необходимость свернуть сразу за линией ворот со стороны двора. Распашные ворота затрудняют движение при необходимости подобных резких поворотов при въезде-выезде – открытые створки не позволят выполнить подобный маневр. Стоит учесть, что в таких условиях обычно требуется еще и более широкий въезд, что также удобнее организовать с помощью откатных конструкций.
Основные преимущества откатных ворот:
- створка сдвигается вбок, поэтому требуется лишь место для отката вдоль забора (1-1,5 длины проезда в зависимости от типа ворот);
- большая степень свободы маневра (возможен заезд под любым углом без риска уткнуться в створку);
- открывание не осложняется даже при сильном ветре (не требуется прилагать усилий для преодоления ветрового давления, а значит, легче открывать вручную и не требуются повышенные мощности более дорогой автоматики);
- не требуется расчищать значительные участки двора после снегопадов – створка способна двигаться сквозь сугробы (только для рельсовых обязательна расчистка направляющей);
- необходим лишь один электропривод при автоматизации, а не два, как для распашных ворот;
- снижен риск удара створкой при ветре (распашные обязательно фиксировать в открытом положении при отсутствии самоблокирующейся автоматики);
- не нужны упоры для створки посреди проезда, как для распашных конструкций.
Недостатки откатных конструкций: более дорогая фурнитура, чем для распашных ворот, недопустимость повышения рельефа со стороны отката.
Различают три основных типа откатных ворот по конструкции: консольные, подвесные и рельсовые (роликовые, откатные по монорельсу).
Рельсовые: Створка опирается на ролики, которые курсируют по зафиксированному в фундаменте рельсу, и поддерживается в вертикальном положении кронштейном с роликами бокового качения. Откат равен проему. Рельс нарушает целостность проезда и требует регулярной чистки.
Подвесные: Створка перемещается в подвешенном состоянии за счет движения роликов по неподвижной верхней балке. Откат равен проему. Балка ограничивает проезд сверху.
Консольные: Створка с удлиненной направляющей в основе конструкции перемещается по неподвижно закрепленным вне зоны проезда роликовым кареткам, удерживая вертикаль за счет верхнего кронштейна с роликами. Откат в 1,5 раза больше проема. Зона проезда ничем не ограничена.
При выборе ворот следует учесть такие критерии:
- наличие места для отката: на величину створки для подвесных и рельсовых и на полторы длины проезда для консольных;
- ограничение по высоте у подвесных делают невозможным использование данной конструкции в ряде случаев;
- трудозатраты при уходе: подвесные и консольные не касаются земли, а рельсовые требуют повышенных усилий для обеспечения чистоты проезда (уборка снега, льда, мусора в районе рельса);
- суммарная стоимость создания и эксплуатации: наиболее выгодны консольные, не требующие особых вложений на обслуживание, а вот изначально более дешевые рельсовые в итоге оказываются самыми затратными.
Создание ворот любого типа начинается с проектирования и выполнения чертежа конструкции и расчета материалов. Для наших клиентов, приобретающих консольный комплект фурнитуры, эту работу мы можем взять на себя.
Можно разделить откатные ворота на виды и по другим критериям:
Степень механизации может быть различной: механический ручной откат в простом случае или более удобная работа с автоматизированными воротами благодаря установке электроприводов. Впрочем, автоматизировать ворота можно позже, но электропроводку (или хотя бы капсулу для нее под проездом) лучше предусмотреть на этапе создания самих ворот и их опор.
Согласно интенсивности использования проезда ворота можно отнести к бытовым или промышленным: бытовые открываются редко, большую часть времени оставаясь неподвижными, а промышленные совершают десятки или сотни циклов в течение суток. Для обеспечения большого числа открываний следует подбирать повышенную прочность фурнитуры. Учитывается интенсивность и при выборе автоматики по назначению.
Материал для самих ворот может быть выбран любой: кованные решетчатые конструкции, односторонняя или двухсторонняя обшивка профнастилом, металлом или деревом металлического каркаса, комбинированные варианты с различной декоративной отделкой.
Выбор материала, конструктивные особенности, размеры ворот, расчетная интенсивность будут оказывать влияние на комплектацию: для тяжелых ворот или интенсивного использования приобретаются усиленные комплекты фурнитуры и более мощная автоматика соответствующего назначения, способные выдержать повышенные нагрузки. Экономить на фурнитуре не стоит – от нее зависит долговечность воротной конструкции, простота эксплуатации и даже сама возможность автоматизации.
Набор фурнитуры для разных типов конструкций ворот будет различным. Рассмотрим составляющие комплекта и особенности устройства каждого вида немного подробнее.
Рельсовые откатные ворота
Рельсовые конструкции (откатные по монорельсу) получили свое название благодаря нижней направляющей, вмонтированной в проезд. Створка опирается на ролики и движется с их помощью по рельсу. Сверху полотно с двух сторон прижимает 1-2 пары роликов, которые удерживают створку в вертикальном положении и направляют ее движения, дублируя проложенную рельсом траекторию. Дополнить комплект фурнитуры может 1-2 уловителя, фиксирующие створку в закрытом состоянии, чтобы ветер не раскачивал створку и деформации из-за надавливания на край створки не возникло.
В качестве направляющей могут браться специальные рельсы с «рабочим» сечением «V», «U» или «H», но как вариант можно заменить уголком, круглым или прямоугольным металлопрофилем. Длина рельса вдвое больше проезда, чтобы обеспечить полный откат створки вдоль забора.
Ролики в сечении должны совпадать с формой рельса. Есть готовые стальные ролики с кронштейном или без, но подойдут даже выполненные на заказ из стали или капролона элементы. Единого требования к роликам и методу их крепления нет: врезаются внутрь створки, крепятся с специальным выступам рамы, прикручиваются к нижней части створки благодаря кронштейну или специальному креплению и т.д.
Для частного дома достаточно двух роликов, при больших длине или весе их число можно увеличить, равномерно распределяя нагрузку и не позволяя превысить допустимую грузоподъемность шарикоподшипников и роликов в целом.
Ворота с ровным верхним краем обычно дополняют верхним кронштейном с парой роликов (или двумя парами для тяжелых ворот). Данный элемент крепится к опоре со стороны отката створки. В некоторых случаях, особенно если есть перепады высоты или декоративные элементы на верхней части створки, делают две опоры по обе стороны полотна ворот, прижимая роликами подходящую часть рамы в верхней части створки.
Дополнением служат уловители – металлические скобы, фиксирующие створку при закрывании, а также полезными будет упор для створки, не позволяющие воротам сойти с рельса или опрокинуться, покинув зону действия верхних роликов.
Роликовые откатные ворота - наиболее простой и недорогой в организации тип. Однако рельс может слегка выступать или же быть «утопленным» в проезд, поэтому дорожное покрытие получается не цельным, а также требует повышенного внимания – регулярной очистки поверхности для беспрепятственного движения ролика. Наличие любого сора, грязи, снега или льда может не просто затруднить движение, но и привести к сходу створки с направляющей, заклиниванию ворот или деформации.
Предпочтение данному типу может отдаваться при большой величине проезда, с очень тяжелыми воротами, но только при возможности регулярной чистки проезда. Наши климатические условия делают использование данного вида не слишком удобным, особенно в зимний период.
Подвесные откатные ворота
Подвесная конструкция подразумевает наличие неподвижной балки над проездом и местом отката, которая будет удерживать створку. Поэтому с воротами данного типа есть ограничение высоты проезда. А вот требований по тщательному уходу за проездом чаще всего не выдвигается, так как створка не касается земли.
Доступные на рынке наборы фурнитуры подразумевают наличие рельса (направляющего профиля), кронштейнов крепления к нему (потолочные или настенные, а также соединительные), роликовых кареток различной конструкции и формы.
Рельс крепится на балку (стену или потолок производственного помещения), роликовые каретки заводятся внутрь направляющей, перемещаясь по ее полочкам и удерживая на весу прикрепленную к нижнему краю створку.
Впрочем, встречаются и другие конструктивные решения. В том числе и самодельные.
В частном секторе такая конструкция встречается крайне редко, в основном при наличии исключительно легкового автомобиля, чтобы не увеличивалось чрезмерно расстояние до верхней балки.
Достаточно надежный вид, но конструкция получается довольно громоздкая, характерная больше для промышленных проездов или въездов в ангары, складские и промышленные помещения, изначально ограниченные сверху и позволяющие надежно и просто разместить балку. Последнее время активно вытесняется консольными воротами.
Требует повышенной надежности опор, что само по себе может быть достаточно затратно – предполагается повышенный расход материалов за счет установки верхней балки (особенно на большой высоте).
Консольные откатные ворота
Консольная конструкция предполагает наличие в основе створки специальной направляющей балки (несущей консоли), которая является продолжением воротного полотна и движется по паре неподвижных роликовых кареток, установленных вне проезда. Вертикаль поддерживается кронштейном с верхними роликами. В закрытом положении часть нагрузки с роликовых опор берет на себя пара нижний уловитель-концевой ролик, а отсутствие расшатывания и грохота обеспечивает верхний уловитель.
К недостаткам относится увеличенная консоль, длина которой примерно в 1,5 раза больше ширины проезда, соответственно больше потребуется места для отката. Это связано с тем, что кроме закрывающей проезд створки предусмотрен «хвостовик» в половину длины проема, который опирается на размещенные в стороне ролики и уравновешивает створку при движении. Это своеобразный противовес, обеспечивающий равномерное распределение веса створки по кареткам. В проезде створка движется без опоры на землю и без ограничения сверху.
Набор фурнитуры для данного типа ворот наиболее выверен: есть строгий перечень обязательных элементов и требований к ним в зависимости от величины ворот. При этом некоторые различия в комплектах разных производителей все же присутствуют. Выбор отечественных и импортных комплектов довольно широк, вполне можно подобрать высококачественную фурнитуру по демократичной цене.
Консоль (рельс, направляющий профиль, направляющая) – профиль строго определенной формы, который является основой конструкции створки. Длина составляет 1,5 ширины проезда. С легкими воротами (до 400 кг) приобретается малая консоль (сечение 60х70 мм, толщина металла от 3,5 мм), с тяжелыми (до 800 кг) – большая (сечение85х94 мм, металл толщиной от 5 мм). Рельс может выполняться из черной или нержавеющей стали.
Соответственно приобретаются обычный или усиленный комплекты фурнитуры, рассчитанные на легкие или тяжелые ворота. Одним из главных элементов являются роликовые каретки (опорные каретки, ролики). Они заводятся внутрь направляющей, обеспечивая удержание и качение створки.
Роликовые каретки представляют собой конструкцию из закрепляемого на фундаменте основания и подвижной головки с 8-ю роликами, которые заводятся внутрь рельса. Створка перемещается за счет качения направляющей по паре таких опорных тележек. Рекомендуется приобретать модели со стальными роликами и надежными подшипниками, так как от качества данного элемента во многом зависит работоспособность системы.
В обычном комплекте идет верхний кронштейн с двумя роликами, но в усиленном для удержания более тяжелой створки от падения используется уже четыре ролика. Рекомендуется брать прорезиненные, а не пластиковые ролики, чтобы не оставлять царапин на полотне ворот.
Нижний уловитель снабжен специальной полочкой, на которую заезжает концевой (накатной) ролик, встроенный в нижний край створки, немного приподнимая данную сторону ворот при закрывании. Это необходимо для того, чтобы вес ворот не удерживался постоянно за счет роликовых кареток, что значительно усилит их износ, а перераспределялся равномерно. Также это не позволит створке деформироваться под собственной тяжестью со временем. Ролик может быть пластиковым для легких и стальным для тяжелых ворот, толщина металла уловителя – не менее 3 мм.
От расшатывания, грохота при ветровых нагрузках, деформации рамы уберегает верхний уловитель – металлическая скоба, удерживающая верхний край створки при закрытых воротах. Рекомендуется выбирать стальные элементы не тоньше 4 мм. В базовых наборах некоторых производителей отсутствует, но его наличие обязательно – будут дополнительные расходы.
В комплект обычно входят еще 2 заглушки для направляющего профиля – резиновые элементы закрывают торцы консоли, предотвращают попадание внутрь влаги и пыли, обеспечивая защиту от подобных неблагоприятных факторов роликовым тележкам и самому рельсу. Если накатной ролик сам снабжен защитной пластиной, то заглушка будет лишь одна.
Конструкция несколько сложнее, чем в двух предыдущих вариантах. К тому же требуется обязательное выполнение фундамента с закладным швеллером для надежной установки роликовых кареток.
Фурнитура требуется действительно высококачественная, установленная максимально точно. Зато в эксплуатации такие ворота намного удобнее – никаких затрат сил и финансов на обслуживание не предвидится, установил – и пользуйся результатом долгие годы.
Оптимально подходит для нашего климата. Единственный недостаток – увеличение длины отката. Иногда применяются конструкции с размещением консоли сверху или посредине створки (при возможности обеспечить надежную опору на такой высоте), но предпочтение отдается нижнему креплению направляющей с размещением роликов на фундаменте.
В случае особо широких проездов иногда выполняют две встречные створки, ворота получаются скорее раздвижными. Естественно, что для них потребуются два комплекта фурнитуры, а также два привода при автоматизации.
Подробнее о правилах выбора фурнитуры для консольных ворот читайте здесь. Пошаговое описание создания створки и монтажа фурнитуры здесь. Убедитесь, что сделать и автоматизировать консольные ворота вполне можно своими руками, без привлечения специализированных компаний, сэкономив при этом как минимум вдвое. Тем более что мы поможем с персональными чертежами и расчетами, снабдим наглядными инструкциями, а наши монтажники готовы проконсультировать в ходе работ по телефону.
Любые вопросы относительно конструкции откатных ворот, выбора фурнитуры, монтажа, автоматизации можно уточнить у наших специалистов. Эксперты оценят конкретную ситуацию, помогут подобрать все необходимое.
При заказе фурнитуры и/или автоматики у нас, Вы можете рассчитывать на оперативную отправку товаров непосредственно с нашего столичного склада (не надо ждать поставок от производителя), отсутствие рисков (оплату можно произвести при получении). Вы просто указываете отделение фирмы-грузоперевозчика, а мы сами организовываем отправку заказа.
Мы являемся представителями многих производителей фурнитуры и автоматики, поэтому можем предложить оптовые цены без каких-либо посреднических наценок. Собственный сервисный центр позволяет обслуживать рекомендуемую технику по гарантии и после. Следите за текущими акциями и специальными предложениями, чтобы сделать покупку еще более выгодной и приятной.