Выбираем фурнитуру для откатных ворот

Почти каждый человек, решивший изготовить откатные ворота своими руками , сталкивается перед дилеммой: какую выбрать фурнитуру ?

Прежде всего, необходимо определиться: что такое фурнитура для откатных ворот и что входит в стандартный набор?


Направляющий профиль для откатных ворот. В стандартной комплектации чаще всего встречается длина 6м, реже 5 и 7м.


Роликовые каретки для откатных ворот - 2шт. Бывают с металлическими и полимерными роликами.


Верхние поддерживающие ролики для откатных ворот. Поддерживают ворота от бокового качения.


Нижний улавливатель для откатных ворот. В нижний улавливатель въезжает накатной концевой ролик и разгружает ворота.


Верхний улавливатель для откатных ворот. Удерживает верхнюю часть ворот.


Концевой ролик для откатных ворот.  Вставляется в направляющую для откатных ворот. На этой фотографии он объединен с металлической заглушкой.


Резиновые заглушки - вставляются в направляющую для ворот и оберегают от попадания снега, воды, мусора и т.п.

Ошибочное мнение, что  в комплект фурнитуры входит инструкцией по применению, зубчатая рейка, электропривод и т.п. В комплект входит только то, что описано выше. Если вам нужна инструкция по изготовлению откатных ворот - не ищите ее в коробке, а перейдите в раздел Откатные ворота своими руками.

Многие также полагают, что для изготовления откатных ворот вполне достаточно роликовых кареток и направляющей, и что  приобрести комплект без улавливателей и заглушек будет значительно дешевле. Вынужден Вас расстроить, ценовая политика заводов- изготовителей такова, что купить отдельно направляющую и ролики для откатных ворот дороже, чем весь комплект в сборе! Поэтому берите полный комплект, он Вам полностью пригодится при изготовлении ворот.

Но перед тем, как приобрести комплект фурнитуры необходимо определиться с весом ворот.

С весом все примерно понятно - рама стандартных ворот размером 4м*2м весит до 100кг, а удельный вес профнастила примерно 5 кг/м2.  При наличие головы на плечах, посчитать примерный вес конструкции не составляет особого труда.

А теперь давайте перейдем непосредственно к выбору фурнитуры для откатных ворот. На сегодняшний день на  рынке Украины  мы можем выделить таких основных производителей: компании Roll Grand (Запорожье), Rolling Hi-tech (Запорожье), Rolling Expert (Киев) и Welser (Украина-Австрия). На этих 4-х производителей фурнитуры для ворот припадает около 95% всех продаж фурнитуры для откатных ворот в Украине. Также, на нашем рынке представлена фурнитура торговых марок Rolling Center (Италия) и Alutech (Белоруссия)   -  доля итальянских и белорусских комплектов в общем объеме продаж не более 5%. При таком изобилии на рынке фурнитуры для откатных ворот напрашивается резонный вопрос - а что же выбрать?

Давайте более детально рассмотрим качество отдельных составляющих фурнитуры для откатных ворот.

Направляющая (рельс). Самый важный, пожалуй, компонент фурнитуры для откатных ворот. Многие не придают ему должного внимания, считая что "железо оно и в Африке железо". Так то оно так, но станок, который производит "железо", стоит больше ста тысяч зеленых единиц, поэтому многие производители просто экономят на приобретении нормального оборудование. Посмотрите ниже реальные фотографии направляющей для ворот и Вы даже без штангенциркуля, "на глаз" увидите разницу. 



Слева профиль киевского производства фирмы " Rolling Expert ". Все грани четкие, соблюдается строгая параллельность поверхностей, отсутствует "пропеллер". Справа на фотографии оцинкованный профиль австрийского производства фирмы " Welser" - профиль идеальный по форме, даже со штангенциркулем отыскать брак не удастся. А посередине направляющая, произведенная в славном городе металлургов - Запорожье.


Он какой-то странной перекошенной формы, все грани скругленные, профиль выкручен "пропеллером". Более того, по длине профиль имеет разный размер - с одной стороны роликовая каретка влетает с зазором, а с другого необходимо выбивать при помощи молотка. Поверьте, на таком профиле НЕВОЗМОЖНО добиться мягкого, плавного движения ворот и отсутствия заеданий. Более того, наши производители искусственно занижают диаметр роликов, да бы они свободно проходили узкие места профиля. Так что без качественного оборудования (прокатного стана) сделать качественную фурнитуру невозможно. А ведь этот производитель "слизал" размер и конфигурацию трубы у итальянского производителя фурнитуры для ворот Rolling Center , но копия далека от оригинала. Я бы сравнил с машиной Запорожец-  полчаса позора и ты на работе...


Так зачем нужны четкие грани на фурнитуре? Они центрируют откатные ворота. На фото хороше видно расположение роликовой тележки внутри направляющей. Если грани направляющей четкие, а ролики стоят ровно - ворота будут ездить тихонько, без заеданий и виляния.

Но и это еще не все. Не многие знают, что все наши украинские производители (кроме   фирм ы welser - те производится в Австрии на заводе Welser Profile AG) производят направляющую для откатных ворот из мягких марок стали Ст. 3ПС (Сталь конструкционная углеродистая обыкновенного качества), которая со временем имеет свойство разгибаться. Поэтому отечественную фурнитуру мы рекомендуем только для легких ворот - до 200 кг (хотя производители декларируют максимальный вес створки 400 кг), так как таких нагрузок не выдерживают ни направляющая, ни низкокачественные подшипники роликовых кареток.

Роликовые каретки. Второй значимый элемент фурнитуры для откатных ворот. Практически все отечественные производители фурнитуры для ворот избрали для подражания комплекты известного итальянского производителя Rolling Center. Поэтому его и возьмем за эталон качества.


Роликовая каретка из комплекта Rolling Center Basic   до 400 кг

Многие люди, начитавшись в Интернете рекламных статей про полимерные ролики, заказывают именно их, "потому что они тише работают".  В этих статьях приводится множество аргументов в пользу полимерных роликов,  и что их сказочные свойства  на голову выше, чем у  металлических. А вот тупые итальянцы и даже китайцы на додумались до такого ноу-хау и до сих пор производят металлические ролики. К чему бы это?


Для таких клиентов мы предлагаем приехать к нам и самостоятельно прокатить две роликовых тележки - одну на полимерных роликах, другую на металлических. И ни один человек после такого теста не выбрал комплект фурнитуры на полимерных роликах! В теории полимерные ролики действительно должны быть более тихими (в сравнении с металлическими). Но это при идеальных условиях - если учесть, что степень чистоты обработки поверхности равные. Но у них разные технологии изготовления - металлический ролик точится на станке с ЧПУ а затем в него запрессовывается подшипник; в случае с полимерными роликами колесо выплавляется в специальной форме, а затем в него впрессовывают подшипник. Но полимерное колесо не всегда идеально ровное и может выполнять роль кривошипа. Вспомнили, как вибрирует на скорости ударенное или не отбалансированное колесо автомобиля? Но лишний шум создается даже не в паре трения ролик- направляющая. Шум возникает в основном от зашивки  - жесть,  профнастил, доска  и т.п., когда ворота на кривых полимерных колесах движутся по направляющей, напоминающей стиральную доску. И Вы получаете огромный музыкальный инструмент именуемый "ворота"!

Также стоит отметить хрупкость полимерных роликов на морозе (из-за чего они могут банально расколоться на морозе). А если вы захотите подварить ворота, не снимая полотна с роликов - готовитесь к тому, что колесо может расплавиться, как сливочное масло. И в первом, и во втором варианте поможет только замена роликовых тележек, а они не дешевые.

Несколько лет назад, когда на рынке ощущался острый дефицит фурнитуры, мы вынуждены были производить ворота на фурнитуре с полимерными роликами. И каждый раз нам очень тяжело было объяснить хозяину, почему новые ворота заедают и дребезжат.

Если Вы ходите изготовить тихие ворота, то следует остановить свой выбор на качественной фурнитуре, так как на шум очень сильно влияет и  качество прокатки направляющей. Если ее поверхность напоминает стиральную доску, то ни на полимерных, ни на металлических роликах о бесшумной работе не может быть и речи.


Также не рекомендуем к покупке фурнитуру с пластиковыми дистанционными втулками (смотрите на фотографии), так как очень часто у таких роликов неправильный развал-схождение, колеса смотрят в разные стороны. При движении ворот это грозит  посторонним шумом и очень быстрым износом подшипников.


На этой фотографии дистанционные втулки металлические

Также следует отметить низкое качество подшипников в отечественной фурнитуре. Все украинские производители используют китайские подшипники - и очень часто даже в новых комплектах Вы можете найти бракованные подшипники. Но причина кроется не только в их качестве - очень часто это  рузультат некачественной сборки.  Из всех украинских производителей мы бы отметили качество фурнитуры фирмы W elser (Киев) - там бракованные каретки встречаются крайне редко.

Часто задают вопрос относительно замены износившихся подшипников. Но этот узел является неразборным, подшипники запресованны в колеса и снять их невозможно. При поломке роликовой каретки ее необходимо заменить в сборе (т.к. ремонт обойдется в несколько раз дороже новой).

Качество остальных компонентов фурнитуры (верхних поддерживающих роликов, концевых роликов, уловителей, заглушек) также достаточно сильно отличается, но не следует очень сильно на них заострять внимание, так как эти комплектующие не имеют столь сильного влияния на конечный результат, как роликовые каретки и направляющие.


На этой фотографии комплектующие для откатных ворот производства компании Rolling Center . Концевой ролик металлический, все детали из достаточно толстой стали, что предотвратит разгибание или разрушение при ударных нагрузках.


А это фотографии фурнитуры для ворот украинского производства. У всех производителей концевой ролик пластиковый, толщина стальных пластин,  из которых изготовлены уловители и поддерживающие ролики ниже и т.п., но серьезно на работоспособность ворот это не влияет. То есть на каждой детали украинский производитель сэкономил.

Теперь, когда мы уже многое знаем относительно качества фурнитуры для откатных ворот, давайте подведем  промежуточные итоги.

Итальянская фурнитура. Качественная, добротная фурнитура, произведенная на хорошем оборудовании, практически отсутствует брак. Но обратной стороной медали является высокая цена, которая даже на самый маленький и легкий комплект до 400 кг составляет не меньше 350 Евро. Не дешево, особенно в сравнении с отечественными аналогами. Также следует отметить возможный дорогостоящий ремонт в будущем – пара роликовых тележек (изнашиваемый узел) обойдется в сумму не меньше 250 Евро.  При покупке Rolling Center стоит быть осторожн ым - очень часто недобросовестные продавцы продают комплект роликов Rolling Center с трубой украинского производства. Такие комплекты дешевле оригинала на 50-100 Евро и предлагаются по цене 250-300 Евро. Помните, что на оригинальном направляющем профиле есть гравировка Rolling Center . Если у Вас денег много - рекомендуем. 

Следующим по качеству фурнитуры является киевская компания Welser - комбинация направляющей, произведенной в Австрии на заводе Wesler Profile AG и произведенных в нашей  Украине остальных комплектующих – роликов, уловителей, заглушек и т.п. Направляющий профиль производится на том же оборудовании, где производится продукция Rolling Center (Италия) и Alutech (Белоруссия) . А в комбинации с качественными украинскими комплектующими и низкой ценой (около 140 Евро) делает ее самым привлекательным предложением на рынке по критерию цена/качество. Это наш выбор. Рекомендуем. 

Фурнитура для откатных ворот киевского производства фирмы Rolling Expert отличается доступной ценой, высоким качеством направляющей, неплохие подшипники - рекомендуется тем, кто пожалел денег на фурнитуру Welser.

Продукция запорожских производителей Roll Grand и Rolling Hi-tech отличается самой низкой ценой на рынке. Других причин, которые бы вынудили покупателя купить такую посредственную по качеству фурнитуру мы не видим. На протяжении ряда лет мы не видим от этих производителей улучшения качества продукции. Наоборот, с каждым годом продукция становится более "экономной" - ухудшается качество подшипников, уменьшается толщина пластин  и направляющей и т.п. Лет пять назад, когда не было другой альтернативы, такая продукция разбиралась на ура при цене около 250-300 Евро (даже в сезон ощущался большой дефицит), то сейчас у покупателя шикарный выбор более качественных комплектов за меньшие деньги. 

Самопальная фурнитура. Отличное развлечение для садомазохистов, которым некуда деть кучу времени, бензина и нервов на будущую замену всей фурнитуры на заводскую. Была очень популярна лет пять-десять назад, когда стоимость самой маленькой итальянской фурнитуры для ворот была не меньше 600-700 Евро, и это был единственный выход сэкономить. Тогда и ворота с автоматикой стоили $5000 - и очередь стояла. Но времена изменились. Сегодня просто невыгодно тратить деньги, время на изготовление самопала. Предлагаю провести простые арифметические расчеты. Минимальная труба, которая может вынести небольшие и средние ворота, 80мм*80мм*4мм. Трубы 60мм*60мм*3мм и 80мм*80мм*3мм (на которых технически проще изготовить ворота и которые многих «чайников» искушают) для изготовления фурнитуры рассматривать не стоит, так как для ее производства используется мягкая сталь марки Ст. 3ПС (Сталь конструкционная углеродистая обыкновенного качества), которая со временем имеет свойство разгибаться (особенно при толщине стенки трубы 3мм). Заводская труба изготавливается из более качественной конструкционной стали марки 20 (Сталь конструкционная углеродистая качественная), имеет толщину от 3,5 до 5 мм. На момент написания этого материала стоимость 6м трубы сечением 80мм*80мм*4мм составила бы 600 грн, транспортные затраты на разъезды на базар и к токарю 300-500 грн, материалы для изготовления (подшипники, метал, круги на болгарку) – 300 грн, работа токаря не менее 500-800 грн. Почему – потому что максимальный наружный диаметр подшипника должен быть (80мм-4мм-4мм-2мм)=70мм, а такого подшипника нет (есть 72мм, но он без зазора работать не будет), необходимо брать меньшего диаметра, изготавливать наружные колеса, садить туда подшипник и т.п. Плюс Вам необходимо будет придумать и изготовить верхние ролики, накатной, уловители, заглушки и прочую мелочь. Итого около 1600-2200 грн. Зачем заниматься самоистязанием, если заводской стоит в два раза дешевле? Плюс заводской комплект фурнитуры для сдвижных будет более качественным, лучше выглядеть и работать. А теперь добавьте риск того, что после разрезания труба из-за внутренних напряжений пойдет пропеллером (а такое происходит в 90% случаев). Даже ровную трубу, пригодную для направляющей, на металобазе трудно найти (не верите – сходите, посмотрите). Экономией здесь даже не пахнет, даже если токарь – это Вы. Каждый должен заниматься своим делом.   Не рекомендуем. 

Пора определиться.  Если у Вас немного денег, а ворота сделать хочется, выберите отечественный комплект фурнитуры для ворот на металлических роликах. Если хочется еще и высокого качества - возьмите украино-австрийский оцинкованный комплект фирмы Welser , качество практически как у Италии, а цена почти не отличается от отечественного. И если Вы яркий сторонник того, что наша страна в принципе не может производить нормальные товары и их не стоит покупать (а это не далеко от истины) – «купуйте Італійське». Поддержите итальянского производителя. Но чего не стоит делать – то это играться с самопалом. 

Если Вы желаете приобрести комплектующие для откатных ворот - перейдите в раздел Фурнитура для откатных ворот

Если Вы желаете купить комплект автоматики для  ворот - перейдите на сайт Svit-vorit com ua